ШТАМПЫ, ПОДРАЖАНИЯ И ПЛАГИАТ

/ / Проза Эссеистика, публицистика, статьи и т.д. Философия
© flamingо

29.07.2019

11. 45

Маленькое эссе как результат виртуальной дискуссии с сомодеятельным художником
Сергеем Ш.

Плагиат и подражание — это разные вещи. Делая подражание, автор указывает, кому и чему он подражает, а при плагиате просто ворует идею, слова, рифмы, сюжеты (как литературные, так и визуальные)… В этом отличие. Лично я принципиально не пополняю свою коллекцию живописи подражаниями или вольными копиями, хотя, конечно, порой можно и не знать о том, что работа является подражанием или вольной копией (если автор недостаточно щепетилен и не удосужился об этом сообщить в атрибуции, но тогда это уже плагиат).
Мой оппонент написал мне:

" Ведь существует же утверждение, что все сюжеты всех произведений, вне зависимости от жанра, сводятся к схеме: Он и Она! Но никто же из-за этого не обвиняет друг друга в плагиате!" (ц)

На сегодняшний день критики от поэзии горазды приклеивать стихотворным рифмам ярлык «литературный штамп», но это очень часто не всегда верно и менее обосновано, чем, например, в живописи — в живописи подражания или «штампы» явственнее и менее зависят от «контекста», чем в литературе… У меня есть стихотворение, которое называется «Непризнанный автор. Подражание Маяковскому» (Маяковский — это мой любимый поэт). Там есть вот такие строчки:

Пусть стихи мои сквозь интернет,
                как сквозь сито просеивая
В поисках похожести и плагиата,
Помнят критики:
                Поэзия — старуха очень древняя
И всё в ней было уже когда-то.


В другом стихотворении я написала:


Нам нравилась осень и осень,
Трава зелёная, и кое-где даже розы...
И всё надеялись очень,
Что мимо пройдут и снег, и морозы.
Розы-морозы… знаю-знаю,
Такая банальная рифма!..
Но даже природа, как замечаю,
Не всегда придерживается алгоритма.

Этими строчками я попыталась сформулировать свой взгляд на литературные штампы.

На одном из литературных интернет-форумов была у нас дискуссия на тему «штампы в поэзии»… Я написала там, что даже пресловутые рифмы вроде «розы — морозы», «кровь — любовь», котрые являются признанными хрестоматийными штампами, могут таковыми не быть в неординарном контексте.
В живописи подражания или «штампы», наверное, более видимые: если «одолжили» у Модильяни, то никакой антураж не закомуфлирует «заимствования» — оно всё равно будет «выпирать». То же с Моной Лизой и иными, узнаваемыми всеми, всегда и везде образами. Если кто-то написал стихотворение пушкинской «онегинской строфой», то будет узнаваем лишь ритм, который стал такой-же классической формой, как ямб или хорей, или гекзметр… Но ведь никто не обвиняет поэтов в плагиате только потому, что они  повсеместно пишут стихи этими размерами!
Это то же самое, как обвинять в плагиате или «штампах» художников, работающих, как Малевич, в супрематизме. Но если кто-то из этих художников попытается написать «Чёрный квадрат», то здесь уже от плагиата никак не отвертеться! Даже если его «чернота» будет значительно отличаться от «черноты» Малевича.

© Copyright: Елена Йост-Есюнина, 2019
Свидетельство о публикации №219072900844
  • Теги:
  • нет
  • Оценка: +1
  • 0
  • 34

Уважаемый читатель! На нашем сайте действует система добровольного вознаграждения авторов. Вы можете поблагодарить и поддержать создателя этой публикации, перечислив ему любую сумму в качестве гонорара.

Сумма (руб): Учтите, что некоторая часть средств уйдут на оплату услуг платежных систем и услуги вывода/обналичивания.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.