Очнёшься – погружён по грудь в болото,
Средь вязкой суеты не двинуться вперёд.
Как маятник меж домом и работой,
Текущим мимо дням ведёшь сухой отсчёт.
 
Поймёшь, что надо срочно сделать что-то.
Когда-то рвался ввысь, в свободный неба свод,
Теперь нужны не звёзды, а банкноты,
Скопил багаж из обязательств и забот.
 
Напрасно говорят: важна в руках синица.
Дом полной чашей, а на сердце – маята.
Приносит счастье, видимо, другая птица!
 
Забыл о журавле… и стала жизнь пуста,
Ты просто перестал к чему-нибудь стремиться.
Спасение одно – скорей нужна мечта!
 
13.07.14.
  • Теги:
  • нет
  • Оценка: +10
  • 0
  • 2899

Уважаемый читатель! На нашем сайте действует система добровольного вознаграждения авторов. Вы можете поблагодарить и поддержать создателя этой публикации, перечислив ему любую сумму в качестве гонорара.

Сумма (руб): Учтите, что некоторая часть средств уйдут на оплату услуг платежных систем и услуги вывода/обналичивания.

16 комментариев

avatar
Сонет, который я отправила на конкурс, оказался не очень удачным. Сочинила ещё один, специально для конкурса. Жду критику.
avatar
А старый сонет удалили?

Удалите сначала сонет про философа и тогда я одобрю этот. Сделать это просто: редактировать — нажать крестик в поле с конкурсом.
avatar
Дмитрий, так как сонет вывешен на главную страницу (наверное, благодаря критическим отзывам))), я не могу удалить его целиком. Очистила строку про участие в конкурсе.
avatar
А целиком и не надо. Работа удаляется только с конкурса, но при этом она остаётся на Вашей странице.
avatar
Сейчас проверил. Сонет «Философу» всё ещё на конкурсе. Значит, не очистили.
avatar
Добрый день, Taverna! По-моему — очень хороший сонет!
Я тут пошалила в качестве ответа: kultimatum.ru/blog/classicforms/7745.html
avatar
Яна, спасибо вам за такой отзыв. Сейчас прочту вашу ссылку!
avatar
Уважаемый автор (к сожалению, не знаю – как к Вам правильно обращаться), для начала благодарю Вас сердечно, за адекватное отношение к критике. Очень-очень важно для любого пишущего человека научиться отличать критику от критиканства. Первая – аргументирована, конкретна и уважительна, второе часто прикрывается обобщениями, здесь велика доза вкусовщины и личного отношения к автору. Не менее важно для любого пишущего — отличать положительную критику (которая отмечает сильные стороны вашего произведения) от похвальбы. Разница между ними всё та же. Похвальба, хотя и может быть эмоционально приятна, но наносит не меньший вред, чем критиканство, также не позволяя вдумчивому автору получить взгляд со стороны на своё творчество и понять – где у него сильные и слабые стороны. Железный аргумент «а мне понравилось» в дискуссии – как тот лом, против которого нет приёма, на котором собственно вся дискуссия заканчивается, потому что обсуждать нечего.
И раз уж я попал в число критиков вашего предыдущего сонета, а Вы просили критиков высказаться по поводу нового – извольте получить критику.
 
В сравнении с первым стихотворением, к этому у меня нет ярко выраженных претензий в части его композиции, к его логике. Всё достаточно чётко и достойно.
Но есть ещё одна составляющая: поэтичность. Это, прежде всего, работа с образным рядом. Именно с поэтичностью связано моё наблюдение того, что видимо Вами поэтическая форма «сонет» воспринимается исключительно как средство афористическое, порою с элементами эпиграммности (как в первом сонете). Однако есть ещё лирико-драматические направления и даже метафизические, как у Максимилиана Волошина (честно говоря, очень бы хотелось увидеть – как Вы работаете в этих направлениях, не для меня, конечно, или кого-то ещё, а исключительно для себя). Так вот, в каком бы направлении Вы бы ни нашли применение этой поэтической форме, она должна оставаться поэтической, а не зарифмованной мыслью.
Вот первый попавшийся мне в Интернете сонет Шекспира, который, как и ваши сонеты носит моралистский, афористический характер:
Мы урожая ждем от лучших лоз,
Чтоб красота жила, не увядая.
Пусть вянут лепестки созревших роз,
Хранит их память роза молодая.
 
А ты, в свою влюбленный красоту,
Все лучшие ей отдавая соки,
Обилье превращаешь в нищету, -
Свой злейший враг, бездушный и жестокий.
 
Ты — украшенье нынешнего дня,
Недолговременной весны глашатай, -
Грядущее в зачатке хороня,
 
Соединяешь скаредность с растратой.
Жалея мир, земле не предавай
Грядущих лет прекрасный урожай.
 
 Обратите внимание, как этот сонет буквально насыщен образами  (пусть и несколько пафосно и старомодно звучащими для современного читателя), заложенная мысль проиллюстрирована ими, вытекает из них, а не рассказывается прямым назиданием. 

 
К сожалению, оба ваших сонета можно назвать поэтически бедными. Некий образный ряд во втором имеется. Но запоминается (звучит пусть не совсем ново, но ёмко, к месту) только противопоставление: «В уме ведёшь подсчёт не звёздам, а банкнотам», ну и «Однообразных суток вереница» звучит неплохо. Остальные же элементы текста, которые можно отнести к работе с образами, звучат очень обыденно (кто-то из критиков назвал бы их штампами): «жизнь – болото», «пригнулся под грузом забот) и.т.д. и т.п., или просто прозаично. Пусть в тему, но обыденные, устойчивые, приевшиеся. И именно поэтому стихи не запоминаются.
Теперь что касается техники. Если под «блестящей техникой» понимать умение считать слоги, то такой блестящей техникой у нас уже, слава богу, обладают 80% сетевых авторов. Но при этом эти 80% не являются поголовно заслуживающими пристального внимания писателями. Этого мало. К технике относится и всё та же работа с образами, и работа с рифмами, и работа с языком, как таковым, с его возможностями.
Нельзя отнести к технически удачной фразу: «Теперь пригнулся вниз под грузом из забот». Пригнуться вверх можно? Приставка «при-» в данном случае означает степень «сгибания», а именно – лёгкую степень (в сравнении, например, со словом «согнулся»). Это действительно то, что вы хотели выразить? И тем более странно с этой лёгкой степенью сгибания звучит усиление «вниз». Неудачно и сочетание «из забот», как с точки зрения звукового наполнения, так и с конструкционной, так как имеет широкое хождение словосочетание «груз забот». И предлог «из» звучит избыточно.
Фраза «Хотел счастливым стать, а разве это так?» — также крайне неудачна. Вопрос «это так?» — о чём он? Что «это»? По логике построения предложения – вторая его часть ставит под сомнение утверждение первой его части. В чём утверждение? «Хотел счастливым стать». Действие «хотел стать». Значит, альтернатива ему может быть как «не хотел стать», так и менее читаемое из-за изменения времени и собственно глагола как такового, но именно то, что Вы вкладываете в смысл — «не стал». В результате фраза выходит крайне косноязычной, корявой.
Иногда принято противопоставлять технику и поэтичность. И иногда это удобно, с точки зрения аналитики. Но ситуация в том, что поэтичность может существовать при слабой технике или при нестандартной технике (это либо повод для работы, либо осознанный выбор), а вот высокой техники при отсутствии поэтичности – просто не бывает. Потому что мы говорим о высокой технике поэзии, а не о рифмовке ритмичной прозы.
Спасибо за внимание!
Надеюсь, что ничем Вас не обидел.
Творческих удач!
И.
avatar
Иван, меня зовут Татьяна.  Благодарю Вас за такой подробный разбор моего сонета. С образностью у меня беда, я это знаю. Этот сонет, как смогла, подправила, не уверена, что стал лучше.  Теперь он стал итальянским. Использование пословиц можно считать шаблоном? 
На сегодня хватит. Надеюсь, появятся другие идеи, сотворю что-нибудь более стоящее.
Ещё раз — большое вам спасибо. 
avatar
Спасибо, Татьяна, что не убили на месте. Подмигиваю
Обыгрывание пословиц в стихаха, вариации на их тему — достаточно интересный и часто удачный приём. В целом, думаю, Вы на верном пути. Совершенно очевидно, что Вы человек с большим творческим потенциалом, и у Вас хватит энергии его реализовывать.
( в новом варианте слово «перелом» звучит неоднозначно)
Удачи! 
avatar
Вернул на конкурс
avatar
Ну вот, некая высшая справедливость восторжествовала и я вновь читаю этот замечательный сонет, теперь уже в рамках конкурса, так сказать.
Мне всё нравится. Спасибо, Татьяна!
avatar
Примите и мои одобрения!
avatar
Спасибо, Светлана! 
avatar
Поздравляю, Татьяна с попаданием в финал! Наверно мы с Вами хорошо поработали. Подмигиваю
avatar
С победой, Татьяна!
Очень рад за Вас! 

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.